Фото: Александр Саверкин / ТАСС
Пара показавшихся мне интересными обзоров мнений из нефтяных и околонефтяных российских кругов по ситуации с огромным кол-вом испорченной нефти, каким-то странным образом оказавшимся в нефтепроводе «Дружба» на территории трех стран (Россия, Беларусь, Украина). Корреспонденты изданий «Ведомости» и «Oilcapital» опрашивали участников рынка и экспертов. Широкий разброс мнений, легче прочитать, чем описывать. Но сходятся все в одном: «Транснефть», вне зависимости от степени её вины, оказалась «крайней» в этой истории и будет вынуждена выплачивать компенсации пострадавшим потребителям. Равно как и то, что российскому нефтяному бренду Urals нанесен очень сильный репутационный удар. С этим, кстати, согласен и небезызвестный Михаил Ходорковский, чье мнение я также приаттачил в конце (тем паче, что некогда ЮКОС владел приличными активами в Самарской области).
Читаем:
«Транснефть» назвала источник появления хлора в трубопроводе «Дружба». Возбуждено уголовное дело из-за поставки некачественной нефти. 26 апреля 21:10 / Обновлено 28 апреля / Виталий Петлевой, Алексей Никольский, Елена Вавина / Ведомости.
Некачественная нефть с высоким содержанием дихлорэтана попала в нефтепровод «Дружба» (проходит по территории Белоруссии, Украины и Польши в Германию) через узел учета нефти в Самарской области, которым владел «Самаратранснефть-терминал», сообщил в пятницу представитель «Транснефти». На этом узле происходят прием нефти и анализ ее качества от нескольких малых производителей. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело об умышленном загрязнении нефти в трубопроводе «Дружба», сказал он. По его словам, следственные действия проходят в Самаре в офисах нескольких частных организаций.
Представители Следственного комитета России, прокуратуры и ФСБ не ответили на вопросы «Ведомостей».
Расследованием занимаются сотрудники ФСБ, сообщил «Ведомостям» человек, близкий к правоохранительным органам: рассматривается несколько версий – вплоть до диверсии. «Речь могла идти о спланированной акции – через узел могли влить несколько цистерн химикатов», – считает собеседник, знакомый с ходом расследования.
Следственные мероприятия в офисах компании «Самаратранснефть-терминал», ее дочерних и зависимых структурах в пятницу и субботу не проводились, сообщил «Ведомостям» первый заместитель гендиректора Антон Томилов.
«Самаратранснефть-терминал» (основной актив – НПЗ в Самарской области) входит в холдинг «Петронефть». Последний принадлежит ООО «Даматриа», ООО «Рид», ООО «Спецресурс-сервис» и «Абсолют банку».
«Самаратранснефть-терминал» продал узел учета нефти еще в 2017 г., говорят Томилов и Роман Трушев (был основным владельцем «Петронефти» до января 2019 г.). При этом сам «Самаратранснефть-терминал» находится в предбанкротном состоянии: в феврале по иску «Абсолют банка» суд ввел процедуру наблюдения в отношении его.
Томилов знает, что в 2018 г. узел приема нефти в лизинг взяла компания ООО «Нефтеперевалка», а затем приобрела его. Представитель ООО «Нефтеперевалка» (100% принадлежит его гендиректору Светлане Балабай) отказался от комментариев.
Через узел, пока он принадлежал «Самаратранснефть-терминалу», поступало сырье от нескольких частных нефтяных компаний Самарского региона, говорит Трушев.
По данным двух чиновников и собеседника в крупной нефтяной компании, некачественную нефть могли поставлять четыре производителя, не входящие в вертикально интегрированные компании. Всего загрязнено около 700 000 т нефти, говорят они.
Управляющий партнер компании Bright Денис Абакумов сомневается, что это была диверсия. По его мнению, скорее всего, произошел сбой системы из-за критической массы проблем: «Смысл диверсии, кроме как создать политический резонанс, малопонятен, да и в чем смысл политического резонанса?»
Версия о том, что кто-то из нефтяных компаний мог злонамеренно направить в трубу «Транснефти» некачественную нефть, тоже вызывает сомнения – это огромные риски и легко обнаружить, подчеркивает он.
Перед сдачей нефти с месторождения в трубопровод, а также при ее входе на НПЗ сырье проходит через автоматизированную систему измерения и контроля, говорит источник в одной нефтяной компании. «Если нефть не соответствует определенным стандартам – например, превышает требуемое содержание серы, то «Транснефть» прекращает ее принимать, а чтобы поставки возобновить, приходится все исправлять и дожидаться комиссии».
«Транснефть» очень тщательно проверяет качество входящей нефти, отмечает гендиректор «Ассонефти» Елена Коржина. «На хлор проверка проходит каждые 10 дней, и то, что такое количество прошло, форс-мажор. Для такого загрязнения должно было пройти очень много нефти через пункт приема. Малые компании столько не добывают», – говорит она.
«Проблема может быть связана с общим падением качества нефти, добываемой в Поволжском регионе, и устаревающей системой контроля, не способной оперативно реагировать на подобного рода проблемы», – рассуждает Абакумов.
В пятницу, 19 апреля, «Белнефтехим» пожаловался на резкое ухудшение качества российской смеси Urals. России пришлось ограничить ее экспорт в Европу. Проблема вызвала большой резонанс и стала темой для обсуждений президентов Белоруссии Александра Лукашенко и России Владимира Путина в Пекине. «Если недостаточно будет внутрикорпоративного расследования (на уровне «Транснефти». – «Ведомости»), я не исключаю, что мы проведем расследование на уровне правоохранительных органов и специальных служб», – обещал Путин.
«Белнефтехим» оценил недополученную выручку от снижения переработки из-за ухудшения качества российской нефти в $100 млн. Компании пришлось заменить часть оборудования, которое вышло из строя из-за высокого содержания хлора в российской нефти.
Обычно в контрактах оговариваются подобные риски, а также кто должен возмещать убытки, сказал партнер юридической фирмы TA Legal Consulting Марат Агабалян. Как правило, «Транснефть» несет ответственность за качество нефти в трубе, говорят два собеседника в нефтяных компаниях. Агабалян уверен, что «Транснефть» сможет взыскать убытки с виновных в загрязнении нефти.
К самой «Транснефти» пока никаких требований о возмещении убытков от покупателей нефти и от нефтяников не поступало, знает один из собеседников «Ведомостей».
Тема недели: «Дружба» дороже денег. 27.04.2019, Екатерина Вадимова | Oilcapital.
Инцидент с трубопроводом ведет к обострению конфликтов России с партнерами, которые далеко не всегда являются друзьями нашей страны.
Прошедшая неделя в нефтегазовой отрасли России прошла под знаком «Дружбы», однако не в прямом значении этого слова. По нефтепроводной системе «Дружба», проходящей через Белоруссию, частично Украину, Польшу и другие европейские страны, из России поступала некачественная нефть с примесями хлорорганических соединений. Это вызвало бурю негодования потребителей российского углеводородного сырья, причем главным образом Минска и Варшавы.
Особенно неприятный осадок эта авария оставила на фоне очередных российско-белорусских торговых споров, а также заявления президента Белоруссии Александра Лукашенко о возможности перекрытия нефтепровода «Дружба». Позже компания «Транснефть» сообщила, что загрязнение «Дружбы» было умышленным, хлорорганика вброшена в трубопровод через частный «Самаратранснефть-терминал», который обслуживает несколько малых производителей.
Заметим, что реакция европейских потребителей российской нефти на инцидент с качеством сырья была разной.
Если в Белоруссии и Польше развернулась целая информационная кампания, рассказывающая о «грязной» российской нефти, то в Германии сообщили, что ситуация с приостановкой поставок по нефтепроводу «Дружба» не представляет опасности для энергоснабжения страны.
Напомним, что впервые некачественная нефть была зафиксирована 19 апреля и только через неделю директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Василий Дроботов сообщил, что «Нафтан» 24 апреля получил качественную российскую нефть по нефтепроводу Сургут — Полоцк. «Нефть на завод уже поступает по северной ветке. Возможно, объемы будут увеличиваться, чтобы завод продолжал обеспечиваться нефтью надлежащего качества», — рассказал он.
26 апреля участники переговоров по урегулированию ситуации с транзитом нефти по нефтепроводу «Дружба» согласовали техническое решение по возобновлению его работы. Об этом заявил журналистам генеральный директор АО «Укртранснафта» Николай Гавриленко. «Техническое решение найдено, думаю, что к концу первой декады мая южное направление „Дружбы“ выйдет на стабильную работу», — отметил он.
Стоит также отметить, что «Транснефть» не пыталась замалчивать эту форс-мажорную ситуацию, сразу же признала проблему с поставками некачественной нефти и принимала активное участие в переговорах с партнерами.
Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев считает, что наиболее пострадавшей от данного инцидента стороной является компания «Транснефть» и Россия. «Во-первых, это огромные репутационные потери, во-вторых, потери финансовые, поскольку придется выплачивать штрафы. Помимо всего прочего, данный инцидент ведет к обострению конфликтов с нашими партнерами, которые далеко не всегда являются нашими друзьями. Это в первую очередь касается Польши и Белоруссии. Они ведут себя в этой сложной для нас ситуации максимально враждебно. Поэтому, конечно же, создавать ситуацию, когда они могут использовать произошедшее событие для каких-либо политических интриг, для России совершенно невыгодно и неудобно», — заявил эксперт в интервью «НиК».
По его мнению, причины этой аварии серьезные. «Система транспортировки нефти из РФ очень быстро развивается, за последние десятилетия построено множество новых нефтепроводов. Меняются и поставщики нефти, так как за постсоветский период было открыто более полутора тысяч новых нефтяных месторождений. 35% запасов нефти, которые сейчас находятся на госбалансе, открыты после распада СССР. В связи с этим у нас постоянно появляются как новые участки нефтепроводов, так и новые поставщики сырья.
Когда „Транснефть“ получает нефть в свою систему, она обязательно контролирует каждую партию. Однако данный форс-мажор свидетельствует о том, что в трубопроводной компании, видимо, не уследили за некачественным сырьем. И вину теперь несет именно „Транснефть“, платить неустойки придется ей. Причем платить нужно как можно скорее, так как чем больше тянуть время, тем серьезнее будут претензии», — пояснил эксперт.
Он напомнил, что партнеры «Транснефти» вправе предъявлять ей претензии, поскольку нефтепереработка — это самый низкоприбыльный бизнес по всей нефтяной цепочке от скважины до заправочной станции.
«Максимальная прибыль европейского НПЗ составляет 2% от оборота, а средняя — примерно 1%, поэтому любые дополнительные расходы на очистку нефти убивают прибыль этого сектора.
В этой ситуации „Транснефти“ не надо бояться переплаты, потому что здесь главное не денежные потери, а репутационные.
Членам российского правительства необходимо проявить волю и жесткость для скорейшего решения данной проблемы, пусть лучше наши партнеры думают, что они обогатились за наш счет. Торговаться в этой ситуации надо очень и очень мягко», — заметил Танкаев.
Отвечая на вопрос о политической подоплеке шумихи вокруг данного инцидента, он отметил, что у транзитных стран свои интересы.
«Белоруссия стремится набрать больше очков для того, чтобы торговаться с Россией. Польша находится примерно в таком же положении. Они раскручивают ситуацию намного больше, чем она того заслуживает.
В Германии заводом, куда поступает нефть из нефтепровода „Дружба“, владеет „Роснефть“. Поэтому говорить о потерях ФРГ не стоит. Украина не получает нашу нефть, так как полностью уничтожила собственную нефтепереработку, но небольшой отрезок „Дружбы“ проходит через эту страну. Поэтому необходимо быстрее завершить переговоры, заплатить штрафы и обеспечить потребителей качественным сырьем», — указал эксперт.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что с точки зрения переговоров о компенсации пострадавшим от некачественной нефти компаниям информация об умышленном загрязнении хлорорганикой нейтральна. «Вероятно, если данная информация подтвердится, „Транснефть“ сможет в порядке регресса предъявлять претензии виновникам. Но, скорее всего, первоначально придется возместить убытки пострадавшим компаниям», — отметил эксперт в интервью «НиК».
Он рассказал, что различные казусы с качеством нефти случались и раньше, однако они, как правило, были связаны с повышенным содержанием серы и урегулировались за счет выдачи тех или иных скидок к базовой контрактной цене. «В отличие от серы, хлорорганика может привести к серьезному повреждению нефтеперерабатывающего оборудования, что делает процедуру по возмещению убытков достаточно нетривиальной», — добавил эксперт.
По его мнению, важно, что данный неприятный инцидент с качеством нефти произошел в период, когда отношения России со многими западными партнерами непростые.
Тем не менее Хестанов предположил, что версия о злом умысле маловероятна. «Скорее всего, кто-то надеялся на то, что небольшое, по его мнению, количество примесей не будет замечено. Сознательно добавлять хлорорганику — это слишком серьезное преступление, которое чревато очень большими последствиями», — указал эксперт.
Ходорковский высказался о проблемах с качеством российской нефти. 28 апреля 2019, TUT.BY
Бывший владелец российской нефтяной компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский, проведший в заключении более 10 лет, высказал в фэйсбуке свое мнение по поводу поставок некачественной нефти по нефтепроводу «Дружба». Тем более, что проблема, скорее всего, возникла на хорошо известной Ходорковскому врезке в магистраль в Самарской области («Самаранефтегаз», бывший ЮКОС, ныне «Роснефть»).
Бизнесмен напомнил, что в мае 2012 года министр энергетики РФ Сергей Шматко отменил запрет на использование хлорорганики для повышения нефтеотдачи пласта. «На самарских месторождениях с парафинистой нефтью хлорорганика может дать приличную прибавку», — отметил он.
Михаил Ходорковский предположил, что в том районе «на хлорорганику нефть не проверяют».
«На узле учета в Самаре (маленьком и сельском) могут прозевать заход нефти с большой долей примесей, а могут принять умышленно, потому что спорить с сечинскими себе дороже. Компании выгодно не до конца очистить скважинную жидкость, поскольку учет идет по объему», — сказал Ходорковский и призвал нынешнего министра энергетики «не поддаваться давлению идиотов, стремящихся показать Путину, что они умеют управлять нефтяными компаниями и наращивать нефтедобычу без затрат».
Бизнесмен также считает, что репутации российской экспортной смеси Urals нанесен серьезный удар. Это отразится на скидке, а значит на доходах всех российских нефтяных компаний.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
Источник: