«Крым» умер, да здравствует свобода

Фото: Reuters

Население России все больше отделяет себя и свои прагматичные интересы от внешнеполитических игр элиты, отмечают социологи. «Крымский консенсус» исчерпан окончательно, вместо «мы» появляется все более четкое деление на «мы» и «они». И запрос на свободу и уважение к правам личности.

Фонд «Либеральная миссия» публикует доклад Анастасии Никольской, Михаила Дмитриева и Елены Черепановой «Становление нового общественного консенсуса и его внутренние противоречия», основанный на третьей волне качественного социологического исследования в разных регионах страны. Это уже третий этап исследования, начатого после президентских выборов 2018 года.

Прошлой весной социологи обнаружили, что вырос запрос на распределительную справедливость, осенью – что вырос запрос на справедливость процессуальную и на новый тип лидеров.

Накануне выхода доклада Republic спросил у одного из авторов, доктором экономических наук и президентом Хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаилом Дмитриевым о том, куда делся Крымский консенсус, почему растет агрессия по отношению к власти, и чего граждане хотят теперь.

«Самое важное, как нам кажется, то, что новые приоритеты смещены от потребительских ценностей в сторону ценностей самовыражения, и это стало массовым явлением, — утверждает Дмитриев. — Мы склонны считать, что это уже признаки формирования нового консенсуса. Старый консенсус, который постепенно начал размываться с весны прошлого года, – его называют обычно Крымским, – сошел на нет. Конечно, есть люди, которые придерживаются таких убеждений, но в наших фокус-группах их почти не было.

При этом новый консенсус носит ярко выраженный контрэлитный характер. Он в чем-то смыкается с популистскими движениями Европы. Наши респонденты не воспринимают вообще никаких политиков, будь то официальные политики и партии или оппозиционные политики и лидеры оппозиционных движений.

Но приоритеты респондентов не в том, чтобы им повысили зарплату или выплатили пособие, а в том, чтобы их уважали как личности, чтобы власть признала, что эти личности несут ответственность за развитие страны и готовы участвовать в развитии страны. Они хотят демократической политической системы, они нацелены на личную свободу, причем эту свободу они теперь понимают как прежде всего политическую, свободу активной политической деятельности. Не факт, что все они хотят заниматься этой деятельностью, но крен в сторону политических свобод отчетливо просматривается», — отмечает социолог.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий

Next Post

Профессия: прекариат

Чт Июл 11 , 2019
Западная гуманистическая педагогика сделала новый впечатляющий рывок. А мы по-прежнему плетёмся в хвосте прогресса. Мы-то, лапотные, всё бормочем о профессиональной ориентации, про востребованные-невостребованные профессии, пытаемся помочь детям понять, какое занятие в